28.01.2021
Среди регионального разнообразия украинских полотенец кролевецкие, прежде всего, выделялись своей необычной, оригинальной особенностью колористики, собственной ритмикой узоров, богатством орнаментов, самобытностью форм, которые из-за сочетания красно-белого цвета стали знаменитыми на весь мир. В современном мире существует огромное многообразие видов полотенец, можно сделать полотенца на заказ и даже заказать полотенца с логотипом, но именно феномен кролевецких рушников в комплексе позволяет выделить их в отдельную стилевую группу.
Неоднократно предпринимались попытки проследить развитие ткачества в Кролевеччине, однако результаты свидетельствовали о нехватке археологического материала. В свое время проводились раскопки на левом берегу реки Реть (ныне – это микрорайон г. Кролевец «Подолово»), где нашли полуземлянку раннеславянского времени V – VII вв., а в ней – прясла. Эта находка является свидетельством развития ткацкого ремесла в этом регионе с давних времен.
Семантика кролевецкого тканого полотенца
Среди знаковых семантических особенностей кролевецкого тканого полотенца следует выделить оригинальность и неповторимость орнаментально-композиционного декорирования изделий белым фоном, выделяемым прямыми или ломаными горизонтальными красными линиями. Исследователи видят в этом связь с традициями трипольской культуры, которые восхваляли Землю, как основной источник почитания и сакрального символизма земледельца-творца.
Украшали свои произведения искусства кролевецкие женщины-ткали и мужчины-ткачи, что тоже можно отнести к феномену, широкими поперечными полосами орнамента с сюжетными акцентами типа медальонов по краям рушника, которые шли прямой или ломаной линией, расположенной в несколько строк.
Как отмечает исследовательница Л. Серых, с приближением к середине полотенца напряженный ритм орнаментальных полос уменьшался, и расположенные в центральной части полотна полоски переходили в свободный фон.
Кролевецким полотенцам присуща строгая ритмичность фрагментов в композициях, симметричность изображения, четкая система красных форм на белом фоне, чередование орнаментальных мотивов с горизонтальными полосами. А потому, на кролевских полотенцах преобладает орнаментальная композиция над фоном. На белом, реже красном фоне густо насыщенно ткался нарядный орнамент.
В большинстве тканых изделий отсутствует кайма, кое-где можно встретить по несколько прямых и зигзагообразных полос, от которых отходили разной формы розетки. Встречаются и надписи, например: «1873 года месяца Августа 31 числа. Делал П. Бедный» или «Г. Кролевец» и другие.
Важным атрибутом кролевецкой орнаментики является «Дерево жизни», что символизировало вечную мифологически-духовную связь прошлого с современным, явлений природы с обыденной жизнью человека, гармонично перевоплощавшихся в образ женщины-матери – Богини Берегини.
Берегиня на кролевецких полотенцах – это мать-природа, которая является основной субстанцией творения всего живого, а поднятые кверху ветви-руки (уподобления Оранты), символизируют возможность совершать волшебный взмах-засов земли-кормилицы, отраженных прямыми линиями, – это защита, оберег, гармония.