Самый важный момент нашей истории о новой пешеходной улице Пушкинской – это уход от стандартов директивного принятия решений. Т.е. мысль о том, что улица Пушкинская должна служить пешему движению не спустилась сверху как указание. Идея пешеходной Пушкинской – это результат городского диалога, мнение громады, так сказать, из первых уст.
Начать, пожалуй, стоит с того, зачем же нужны пешеходные зоны и с чем их принято путать. При произнесении слов «пешеходная улица» перед глазами тот час возникает образ туристической улочки с домами великих земляков, некогда живших по соседству. Там то и дело прогуливаются иностранные гости в ярких шарфах и вооруженные фотоаппаратами. Однако мало кому приходит в голову мысль, что пешеходная улица – в первую очередь, это зона комфорта самих горожан и мощный инструмент активизации экономики и торгово-общественной среды района. Но обо всём по порядку.
Большинство улиц города – это транзитные коридоры, где попросту проложены отрезки пути из пункта «А» в пункт «Б» для товаров, авто и людей. Пешеходная улица супротив обычной, наводненной движением, всё больше становится местом коммуникации, развития, культурного обмена, бизнес-пространства.
Зона пешеходного движения может выполнять четыре главных функции: торговля, рекреация, социальная и культурная функции.
Торговый аспект выражается в том, что магазины, лавки, кофейни приносят гораздо больше дохода именно в пешеходных зонах.
Три остальных функции (культурная, социальная, рекреационная) несомненны. Куда как не в уютную улочку приходят прогуляться сами горожане и туристы, здесь целесообразно располагать центры развлечений, фестивали, праздничные мероприятия.
Однако самый душевный и гуманный аспект пешеходной зоны – это социальный. Достаточно просто представить индустриальный город, с шумным движением, параллельными вереницами машин и людей.
В таком городе все равнодушны друг к другу. Здесь никто не пересекается ни с кем и идет по жизни параллельно, здесь вряд ли вы смотрите прохожему в глаза. В таких районах коммуникация сводится к нулю. Именно поэтому на наш взгляд, важно не просто создавать пешеходные зоны, но и важно делать это правильно.
Ярким примером креативного подхода с душой является проект пешеходной улицы Пушкинская в центре столицы.
Качественное общение.
При создании пешей зоны важно понимать, что в общении ключевой момент – его качество. Попадая в зону коммуникации и релакса от городского шума, вы не просто смотрите по сторонам, но и презентуете себя. В таких урбан-зонах способна родиться мода на стиль, манеру поведения, особенные фишки. Селфи, посты так же рождаются в подобных коммуникационных пространствах, чем и пользуются продвинутые рекламщики. По сути, улица, где движение создают люди – это ярмарка возможностей и социальных ролей. Поэтому в пешеходных зонах важно создавать акценты, социальные приоритеты посредством вывесок, перформансов, флеш-мобов, да и просто торговых палаток определенного направления.
Наиболее основополагающий момент – это культурное наполнение. Улица Пушкинская – это образчик удивительной атмосферы старинных улиц. Уникальность Пушкинской в том, что её историческая застройка времен XIX — начала ХХ века практически девственно сохранилась. По ней ступали такие величайшие мужи истории и культуры, как Игорь Ищенко, Иван Нечуй-Левицкий, Зоя Гайдай, звезда оперы “Наталка Полтавка”Мария Литвиненко-Вольгемут, выдающийся цирковой артист Петр Крутиков, известный пианист Константин Регамей, важнейший для истории Киева промышленник, культурный деятель Фридрих Михельсон и многие другие.
Цель проекта создать культурное, духовное и «интресующееся» общество. Поэтому в рамках создания Пушкинской пешеходной планируется полностью переформатировать транспортную улицу в зону коммуникации и отдыха. Каждый сможет соприкоснуться с историей и энергетикой поколений. Каждый сможет заглянуть в себя.
Аналитика потоков.
Прежде чем мечтать о пешеходной зоне, нужно проанализировать трафик по времени суток, временам года, и т.д. Так же крайне важно увидеть, как будет выглядеть инфраструктура и связь с проезжими дорогами, не блокирует ли это важные социально-экономические точки. Многие эксперты говорят, что идеальная пешеходная улица – та, которая ведет откуда-то и куда-то.
Этот принцип затрагивает другой важнейший проблемный момент выведения пешеходной зона – отсутствие «гласа народа». Создание такой зоны просто необходимо начинать с вовлечения её субъектов, публичных обсуждений, проектирования в ворк-шопах и т.д.
Основание для проекта по созданию Пушкинской пешеходной стало именно мнение громады квартала Пушкинская – Большая Васильковская и его симбиоз с позицией гражданских объединений, радеющих за перспективное развитие исторического центра Киева.
Переформатирование улицы в пешую зону опирается на букву закона, а сам проект предполагает всестороннее участие городских властей, начиная от выделения средств, и заканчивая поэтапной экспертной оценкой реализации проекта.
Скрупулёзный анализ транспортных потоков, трафика, уровня шума и инфраструктурных изменений предшествует проекту.
Эффективность.
Часто при создании пешеходной зоны её прародители забывают о просчете коэффициента полезного действия от новой урбанистической формации. Говоря простым языком, достигаются ли поставленные цели или нет по всем направлениям: бизнес, социум, культура.
Изменение в облике улицы Пушкинской у самых истоков имеет обширный спектр целей. Ограничение движения по улице уменьшит уровень загрязнения воздуха и шумовой фон. Так планируется освободить пешеходные тротуары, рекреационные зоны, площадки для кафе.
Основной социальный вызов квартала – озеленение улиц и двориков, так же заложены в проекте. Данное направление предполагает не просто высадку деревьев, это комплекс мероприятий по поощрению здорового образа жизни, активного отдыха, создания легкой и яркой атмосферы для развития поколений.
Демо-улица.
Многие развитые города, прежде чем создать новое пространство, проводят проверку боем. Достаточно просто ввести традицию ярмарок, фестов выходного дня в будущей пешеходной зоне, чтобы провести перекрытие улицы.
Так можно увидеть трафик до и после, оценить позитив или негатив от проекта, просчитать пробки, проанализировать экономический эффект. Подобные мероприятия безусловно должны быть частью программы развития квартала (улицы, города).
Проект пешеходной Пушкинской улицы стартует с разработки целевой программы, согласованной в Киевском городском совете. Комплексная стратегия развития улицы предполагает не только преображение самой улицы, но и создание подземных паркингов. Каждый этап просчитан по 4 точкам анализа эффективности:
– социальный эффект;
– экологический эффект;
– экономическая эффективность;
– культурный посыл.
Рецепт успеха пешеходной улицы прост – её инфраструктура, активность и трафик должны сложиться до ограничения улицы пешим движением. Всё это непосредственно относится к улице Пушкинской, как к сердцу Киева.
Эстетика и события.
Этот принцип лежит на поверхности, но, увы, не всегда очевиден для создателей пешеходной зоны. Подобная улица должна быть эстетически привлекательна и наполнена событиями. Касательно эстетики, речь идёт не только о продуманной инфраструктуре, но и о красоте облика. Регламент и стилистика должны быть концептуальны и современны.
Что же касается событийной насыщенности, то здесь помогают исторические памятники, фестивали и праздники, оригинальные рекламные ходы, эмоциональные флеш-мобы и т.д.
Предметом охраны и заботы в квартале Пушкинская – Большая Васильковская являются градостроительный ансамбль исторического города, архитектурными изюминками застройки, уютом внутренних двориков.
Сочетание исторической памяти и современный веяний разворачивают для пешеходов «архитектурный спектакль» на тему юношества, молодости, первой влюблённости столицы, её взлётов и светлой грусти. Каждый этап и событие в истории Киева нашли своё отражение в архитектуре и стилистике застроек, которые можно рассмотреть только во время пешей и неторопливой прогулки.