Недавно Киевгенплан опубликовал подробный проект Генплана
Жилое строительство
Проект Генплана-2040 не предусматривает расширения границ Киева. Как и раньше, город будет занимать площадь 82,64 тыс. га. Но зато число киевлян за 20 лет, по прогнозам, возрастет с 2909,5 тыс. жителей (на 1.01.2019 г.) до 3262,3 тыс. человек (на 1.01.2039). То есть, согласно Генплану, за два десятилетия в столице появится чуть больше 350 тыс. новых жителей.
Правда, мне кажется что в этот прогноз будущей численности закралась какая-то ошибка. Дело в том, что документ предусматривает в той же 20-летней перспективе строительство в столице 402 тыс. новых квартир (28635 тыс. кв.м), 398,7 тыс. из которых будут расположены в многоквартирных домах, 3,5 тыс. — в частных и 0,2 тыс. — в сблокированных. Конечно, квартиры нужны не только приезжим, но я не думаю, что в расселении нуждаются аж 70 тыс. нынешних киевлян. Хотя, конечно, специалистам-урбанистам и градостроителям видней:)
Интересно, что в Киеве не только будут строить новое жилье, но и начнут ломать старое. Так, согласно проекту Генплана-2040, в столице планируется избавиться от 42,9 тыс. кв.м. непригодного для жизни жилья. Кроме того, столица «потеряет» 594,7 тыс. кв.м в ходе реконструкции морально устаревшего жилого фонда.
Где появятся новостройки
Для новой застройки Генплан-2040 отводит, в основном, бывшие промзоны и пустующие площади.
Так, в частности, под новую жилую застройку передадут:
- свободные территории и участки в районе Осокорки-Центральные, Осокорки-Северные, Теремки-3;
- бывшие сельхозугодья в районе проспекта Правды и ул. Виговского.
- почти все территории промышленного и коммунально-складского назначения;
- участки специального назначения в районах ул. Максимовича, возле поселка Коцюбинское и др.
Вырастут новые высотки и на местах традиционно усадебной застройки в районе Чапаевки, Жулян, Быковни, возле села Троещина, по улице Богатырской и Лысогорской.
Запланирована комплексная реконструкция устаревшего жилого фонда в районе ул. Выговского и Щербакова, квартала в границах Лесного проспекта, ул. Милютенко, Шолом-Алейхема, квартала между ул. Воскресенской, бульв. Перова, просп. Алишера Навои и др. Ожидаемые объемы нового строительства на этих участках составят почти 5 млн. кв.м.
Социальная и бытовая инфраструктура
Разработчики Генплана подсчитали, что в будущем столице понадобится 44,7 тыс. новых мест в детских садиках, 67,7 тыс. мест в школах, 1,3 тыс. коек в стационарах и 6,4 тыс. посещений амбулаторий за смену. Все эти потребности градостроителями учтены. Генпланом предусмотрено как строительство новых школ, садиков и амбулаторий, так и реконструкция с расширением уже имеющихся. Даже запланирован возврат целевого назначения тех детсадов и школ, которые сегодня используются не по назначению. Так что, судя по всему, к 2040 году проблема с детсадами и школами должна решиться.
Новый Генплан предусматривает и развитие бытовой инфраструктуры столицы. Помимо всевозможных магазинов и салонов, через 20 лет в городе появится 348 новых почтовых отделений, 82 пункта приема вторсырья и 2 тыс. дополнительных «посадочных мест» в общественных туалетах.
Будут развивать в городе и спортивную инфраструктуру. Генпланом предусмотрено создание новых спортклубов общей площадью 156,9 тыс. кв.м, при этом многие из них будут с бассейнами — площадь зеркала воды через 20 лет должна увеличиться на 115,3 тыс. кв.м.
Появятся в столице и новые парки, скверы и бульвары. Уже через 20 лет площадь озеленения увеличится на 662 га, из которых 557 га займут парки (36 новых и 6 существующих, которые расширят), 68,2 га — скверы (50 новых) и 36,7 га — новых проспектов и бульваров (11 объектов). Также планируется создание 17 буферных парков общей площадью 1598 га.
Дорожная инфраструктура
Судя по Генплану, дорожное строительство в столице может переплюнуть жилое:) Так, документ предусматривает комплексное развитие столичных автодорог и магистралей, увеличение ширины и протяженности многих существующих дорог, а также строительство новых. В частности, через два десятилетия в Киеве построят:
- дублирующую улицу Голосеевского проспекта;
- создание сети новых улиц на Теремках-3, на Осокорках и других новых жилых массивах;
- три новых транспортных перехода через Днепр — Подольского мостового перехода (им планируют заняться в первую очередь), а также Южного и Северного, которые соединят Кольцевую с Левым берегом;
- полукольцо серединной магистрали, которая продлит ул. Брожка до ул.Гречка (включая строительство путепровода через ж/д пути);
- сформируют меридиональную магистраль Троещина-Осокорки и Восточно-Западную хордовую магистраль по левобережью.
Ну «по мелочи» — сформируют систему магистралей непрерывного движения — радиальных на Правом берегу и широтных и меридиональных на Левом. И даже реконструируют Большую окружную дорогу и построят на ней многоуровневые транспортные развязки. В общей сложности, в столице должно появиться 111 км новых дорог.
Развитие транспорта
Понятно, что ездить по новеньким автодорогам будут не только автомобили, но и общественный транспорт. Генпланом предусматривается как создание новых маршрутов наземного общественного транспорта, так и продление существующих. В частности, планируется таки построить левобережную линию скоростного трамвая от Троещины до Южных Осокорков. Расширить сеть обычных трамвайных линий на 7,5 км — трамваи пойдут по Отрадному проспекту, улицам Бориспольской, Пражской и другим отдаленным жилмассивам.
Расширятся и троллейбусные маршруты. На правом берегу они пойдут по ул. Генерала Наумова, Академика Булаховского, Подлесной, а на Левом — по Русановской и Днепровской набережной, улицам Окипной, Сверстюка, Березняковской, Митрополита Шептицкого, просп. Тычины и др.
Большая роль в будущем отводится и городской электричке. Планируется, что внутригородской железнодорожный узел будет освобожден от грузоперевозок и «встроится» в единую систему пассажирских перевозок вместе с метрополитеном и скоростным трамваем. На ст. Дарница построят левобережный пассажирский вокзальный комплекс. Увеличат число городских электричек в часы пик и построят 6 новых станций.
Но все же наиболее бурное развитие в ближайшие 20 лет ждет киевский метрополитен. На ближайшие 7 лет запланировано строительство 15 км новых линий и 13 станций. Так, Святошинско-Броварскую линию продлят в сторону Новобеличей, Оболонско-Теремковскую — до жилмассива Теремки-3, Сырецко-Печерскую дотянут до Виноградаря и откроют станцию «Львівська брама». И даже планируют провести ветку на Троещину — от Глыбочицкой до Радужной.
А уже через 20 лет метро увеличится еще на 17 км и прирастет на 16 станций. Подземка будет проходить вдоль Кольцевой дороги в сторону ул. Луценка, под всей Троещиной до Братиславской. Появятся станции на Соломенской площади, на Теличке… Но и на этом все не остановится — в перспективе у Киевского метрополитена новые горизонты в виде еще 34 км и 25 новый станций. На метро можно будет добраться в аэропорт Жуляны, подъехать к Гостомельской площади, добраться до Лесничества (Бориспольское направление). Надеюсь, этот отличный план развития метро будет реализован!
P.S. Проект нового Генерального плана столицы размещен на сайте его разработчика — Киевгенплан. Этот документ открыт для ознакомления и обсуждения общественностью, его можно скачать и внимательно изучить. И, если вам в нем что-то не нравится, вы можете передать свои замечания и предложения по электронной почте (kyivgenplan.prop@gmail.com) или обычной почтой, отправив письмо по адресу 01001, г. Киев, Крещатик, 32.